Новый законопроект Минкультуры РФ – разделение историко-культурной и строительной экспертизы

Сохранять культурные

Министерство культуры Российской Федерации активно работает над разработкой нового законопроекта, который внесет значительные изменения в существующий градостроительный кодекс и закон об объектах культурного наследия (ОКН). Основная цель этих изменений заключается в четком разграничении процедур историко-культурной и строительной экспертизы объектов культурного наследия. Это нововведение направлено на повышение эффективности и прозрачности процессов, связанных с охраной и сохранением культурного наследия страны.

Предложенные изменения призваны улучшить и упростить процесс проведения экспертиз, связанных с объектами культурного наследия. Введение четкого разграничения экспертиз позволит избежать путаницы и дублирования функций, что, в свою очередь, ускорит процесс согласования и реализации проектов.

Разграничение экспертиз:

1. Историко-культурная экспертиза будет проводиться в тех случаях, когда работы непосредственно затрагивают конструктивные элементы или историко-культурную ценность объекта. Это может включать реставрацию, реконструкцию или любые другие действия, которые могут повлиять на историческую и культурную значимость объекта.

2. Строительная экспертиза будет применяться только в тех случаях, когда работы не касаются культурного наследия. Примерами таких работ могут быть текущие ремонтные работы, которые не затрагивают существенные аспекты исторической и культурной ценности объекта. Это разграничение позволяет сосредоточить внимание и ресурсы на наиболее критических аспектах сохранения культурного наследия, не утяжеляя процесс согласования рутинными строительными задачами.

Важные аспекты законопроекта:

1. Устранение административных барьеров: новый законопроект направлен на устранение существующих административных барьеров, которые затрудняют и замедляют процессы согласования и проведения работ на объектах культурного наследия. Введение нормативного закрепления ряда процедур позволит существенно упростить бюрократические процессы и сделать их более прозрачными.

2. Переход к реестровой модели предоставления государственных услуг: одним из ключевых нововведений станет переход к реестровой модели предоставления государственных услуг в области объектов культурного наследия. Это означает, что все результаты экспертиз и разрешения будут фиксироваться в специальном реестре, доступном для просмотра. Заявитель сможет увидеть статус своей заявки и все связанные с ней документы через соответствующую запись в реестре. Это нововведение исключает необходимость выдачи бумажных и электронных разрешений, что существенно упрощает и ускоряет процесс.

3. Упрощение текущего порядка оформления: важным аспектом нового законопроекта является упрощение текущего порядка оформления документации, связанной с объектами культурного наследия. В частности, предлагается законодательно запретить использование термина «состояние объекта культурного наследия», что позволит избежать неоднозначных трактовок и упростить процесс согласования.

Дополнительные изменения и их влияние:

1. Повышение эффективности работы органов охраны культурного наследия: новый законопроект предусматривает разработку и внедрение современных информационных систем, которые будут поддерживать работу органов охраны культурного наследия. Это позволит автоматизировать многие процессы, улучшить качество и скорость обработки заявок, а также обеспечить более эффективное взаимодействие между различными государственными органами и учреждениями.

2. Усиление контроля и мониторинга: внедрение реестровой модели также способствует усилению контроля и мониторинга за проведением работ на объектах культурного наследия. Это позволит своевременно выявлять и предотвращать возможные нарушения, обеспечивая сохранность историко-культурных ценностей.

3. Обучение и повышение квалификации специалистов: в связи с новыми требованиями и процедурами, предусмотренными законопроектом, особое внимание будет уделено обучению и повышению квалификации специалистов, работающих в области охраны культурного наследия. Это необходимо для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки и компетентности сотрудников, участвующих в проведении экспертиз и реализации проектов.

При проведении текущего ремонта или работ по содержанию объектов культурного наследия больше не потребуется соблюдать целый ряд сложных и времязатратных процедур, которые ранее были обязательными. В частности, не будут требоваться:

1. Специальное задание: ранее обязательное для проведения таких работ, это задание теперь исключено, что значительно упрощает процесс подготовки и начала ремонтных работ на объектах культурного наследия.

2. Разрешение на проведение работ: снятие необходимости получения специального разрешения на проведение текущего ремонта или содержания объектов культурного наследия устраняет важный барьер, который часто приводил к задержкам и осложнениям.

3. Утверждение отчета о проделанной работе: также будет упразднена процедура обязательного утверждения отчетов о выполненных работах, что сократит бюрократическую нагрузку на исполнителей и ускорит процесс завершения проектов.

Для повышения эффективности учета объектов культурного наследия в едином государственном реестре предложены следующие шаги:

1. Отказ от внесения данных в паспорт объекта: в целях устранения дублирования информации все необходимые данные будут храниться исключительно в учетной карточке объекта, что позволит более эффективно управлять информацией и сократить объем документации, которую необходимо вести.

2. Устранение административных барьеров и переход к реестровой модели предоставления услуг обеспечит прозрачность и оперативность всех процессов. Введение реестровой модели позволит фиксировать все результаты экспертиз и разрешений в специальном реестре, доступном для просмотра. Нововведение исключает необходимость выдачи бумажных и электронных разрешений, что существенно упростит и ускорит процесс получения разрешений и согласований. Заявитель сможет легко увидеть статус своей заявки и все связанные с ней документы через соответствующую запись в реестре, что повысит прозрачность и удобство использования государственных услуг.

Эти изменения будут способствовать сохранению культурного наследия России и его эффективному использованию в интересах общества. Упрощение процедур позволит более оперативно и качественно проводить работы по ремонту и содержанию объектов культурного наследия, сохраняя их историческую и культурную ценность. Прозрачность и эффективность процессов также будут способствовать привлечению большего числа инвесторов и специалистов в эту сферу, что в конечном итоге принесет пользу всему обществу.

В заключение можно сказать, что новый законопроект Министерства культуры РФ представляет собой значительный шаг вперед в области охраны и использования объектов культурного наследия. Он направлен на создание более эффективной, прозрачной и оперативной системы управления, которая позволит лучше защищать и сохранять культурные ценности России. Эти нововведения помогут не только сохранить богатое культурное наследие страны для будущих поколений, но и обеспечить его доступность и полезность для современного общества.